Кубок Большого Днепра 1979

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вторые республиканские соревнования крейсерских яхт на Кубок Большого Днепра (первые были проведены два года назад по инициативе Киевского крейсерского яхт-клуба) собрали в столице Советской Украины более 250 спортсменов на 47 яхтах. Наиболее мощную группу составили яхтсмены киевских клубов, принимавших в эти дни гостей со всех концов республики: из Днепропетровска, Запорожья, Черкасс, Кременчуга, Светловодска, Харькова, Новой Каховки, Николаева, Херсона и Одессы. Подняли паруса своих яхт в Киеве и яхтсмены из Евпатории и Мурманска, доказав, что расстояние — не помеха!


Среди участников соревнований можно было видеть заслуженного мастера спорта В. Дырдыру, 45 мастеров спорта, 30 кандидатов в мастера...

Яхтам предстояло пройти 500 миль через пять крупных водохранилищ Днепра. Бывалые речники судов типа «река — море» свидетельствуют, что разгулявшаяся, например, на Кременчугском или Каховском водохранилищах волна — подстать морской, но еще коварнее ее из-за своей крутизны. Кроме того участников подстерегали многочисленные мели на месте некогда больших песчаных островов, узкости фарватера, шлюзы, мосты, интенсивное судоходство. А «под занавес» предстоял еще и 90-мильный переход по лиманам и Черному морю. Словом, многоэтапная трасса парусного марафона Киев — Одесса была интересной и достаточно сложной для парусных судов.

22 июля. У всех праздничное настроение. Начинается торжественное построение команд на территории Киевского крейсерского яхт-клуба. Право поднять флаг соревнований предоставляется обладателям Кубка-77 — капитану «Чайки» В. Дырдыре и капитану «Альтаира» В. Шумкову. С добрыми словами напутствия к спортсменам обращаются председатель Федерации парусного спорта Украины Герой Социалистического Труда яхтенный капитан Г. И. Строков, ветеран Великой Отечественной войны В. И. Трубников, председатель Киевского крейсерского яхт-клуба канд. техн. наук К. Л. Бирюкович.

Судья республиканской категории А. А. Решетниченко дает старт, — и с ветром до 2 баллов яхты курсом бейдевинд устремляются вперед — вниз По Днепру. На первых же милях вперед уходит «Чайка» Киевского высшего военно-морского политического училища, «Крылатый» и «Эол» ДСО «Водник» (капитаны Л. Дзюбенко и Ю. Демке), «Лань» Киевского крейсерского яхт-клуба (В. Трошин), «Парус» киевского «Энергетика» (В. Любимский).

Порывы ветра, за ночь много раз менявшего направление, и начавшийся сильный дождь существенно не изменили расстановку судов на дистанции; так они и финишировали в Каневе.

Старт второй гонки первого этапа дается ранним утром — как раз напротив Тарасовой горы, откуда днепровские кручи видны на многие километры. Один за другим на сверкающей водной шири расцветают фантастические цветки спинакеров, парусники плотной группой уходят за горизонт. Ветер то усиливается, то стихает до полного штиля. Капитаны малых яхт пытаются ловить ветер под берегом, но далеко не всем это удается. Мост в Черкассах яхты проходят, не останавливаясь: мачты заваливаются на ходу. Что ж, и это препятствие на трассе гонки служит спортивным упражнением — позволяет выявить наиболее «сработанный» экипаж.

По Кременчугскому водохранилищу и озеру имени В. И. Ленина яхты шли с попутными ветрами, менявшими силу много раз; это как-то уравнивало шансы для судов всех классов.

Во всех четырех гонках первого этапа Киев — Запорожье первыми в своих классах с хорошим отрывом финишировали «Эол» и «Анна» (капитан Д. Редько) ДСО «Водник», «Чайка», «Парус», «Славута» из Светловодска (Г. Труба), «Кохана» Киевского крейсерского яхт-клуба (В. Коваль), тримаран «Байда» киевского завода «Ленинская Кузница» (Ю. Брескин).

После одновременного шлюзования почти всей парусной армады в огромном шлюзе Днепрогэса впереди открывается простор Каховского водохранилища.

В Новой Каховке первая остановка после почти 400-мильного перехода. Подводятся итоги первого этапа марафона. И снова парад участников на центральной площади города, алые гвоздики к памятнику В. И. Ленина, выступления представителей общественных и спортивных организаций.

Утром — старт 30-мильному этапу до Херсона. Эта часть трассы проходит по глубокому и полноводному Днепру. Именно Днепру, а не водохранилищам. Экипажам пришлось работать с полным напряжением; шли в лавировку при силе ветра 6 баллов, то и дело шквалило, поднялась волна... Яхты растянулись на много километров. С высокого херсонского берега хорошо было видно, как словно по команде одновременно до десятка яхт меняли галс. Синхронность в движениях парусников порой была просто удивительна. И сколько ни гляди вверх по шири реки, всюду одни паруса. Даже частые здесь «Ракеты» и самоходки что-то не бросались в глаза.

Один за другим белые треугольники парусов пересекают финишный створ, капитаны ведут свои яхты в затон для кратковременного отдыха и подготовки к завершающему переходу.

Уже в Херсоне становится известно что прославленный барк «Товарищ» через сутки придет в свой родной порт. Стоит ли говорить, что упустить возможность такой встречи было бы досадно для настоящих парусников. Судейская коллегия решила дать старт последнего этапа с приходом «Товарища».

На следующий день, точно в сообщенное капитаном барка О. П. Ванденко время — буквально минута в минуту — из-за Потемкинского острова показались одетые парусами мачты «Товарища». С попутным ветром барк приближался к акватории морского порта, а навстречу ему устремились десятки яхт. С палубы барка слышались дублируемые боцманами команды; крохотные фигурки матросов-курсантов уже оказались наверху — на бом-брам-реях. Управляясь только парусами, блестяще проделав все маневры, «Товарищ» стал на якорь — редкое в наши дни зрелище, доставившее огромную радость участникам регаты.

Старт этапа Херсон - Одесса
Старт этапа Херсон - Одесса

В ожидании старта яхты кружат вокруг огромного парусника, на котором убирают паруса. Капитаны некоторых яхт «проигрывают» прохождение стартовой линии — между барком и судейским катером. Вдруг — треск ломающегося дерева; киевский «Мицар» не смог отвернуть от неожиданно пересекшего ему курс запорожского «фолькбота» — и вот теперь оба экипажа подбирают куски мачты...

Не успела стартовая ракета погаснуть, большинство яхт легло на курс. Вслед им — прощальные гудки «Товарища» и поднятый на его бизани сигнал; «Счастливого плавания!»

Сильный встречный ветер — местная «низовка» — никому не позволяет оторваться от соперников. Яхты, часто меняя галсы, долго идут плотной группой, но вот она постепенно растягивается и суда входят в Рвач — судоходный рукав дельты, по которому пролегает путь к Днепровскому лиману. Идущие встречными и попутными курсами морские гиганты-сухогрузы напоминают яхтсменам о том, что их маршрут пролегает по одной из крупнейших в Европе судоходных трасс.

Оранжевым закатом, 4—5-балльным ветром и 1,5-метровой волной лиман встретил маленькие парусники. Большинство яхт, пройдя Днепровский и Дне-провско-Бугский лиманы, вскоре после полуночи стали на якоря в районе Очакова.

Утром — промежуточный старт. В полный бейдевинд (в который раз!) яхты выходят на траверз острова Березань. Заметно меняется цвет воды: теперь она уже по-настоящему морская. Зеленовато-голубые валы с шипением расходятся от бортов. Одинокий парус-обелиск на месте казни лейтенанта Шмидта на скалистом и пустынном острове постепенно растворяется в ослепительной голубизне...

Яхты расходятся по морю. Одни паруса четко просматриваются на фоне рыжих скал высокого берега древней Тавриды, другие — еле различимы на горизонте. На полпути к Одессе море быстро темнеет; то тут, то там появляются барашки на гребнях волн.

Разными курсами идут капитаны к Одессе — конечной точке 500-мильного пути. Далеко впереди основной группы яхт виднеется парус «Чайки». Совсем немного остается пройти ей до финиша. В это время справа, над берегом залива появляется вторая группа яхт, возглавляемая тримараном «Байда». Используя свои отличные ходовые качества, тримаран продолжает, двигаясь по огромной дуге, быстро приближаться к финишу. Судя по всему, опередить «Чайку» он не сможет только потому, что за 2—3 мин до Воронцовского маяка «Байде» придется менять галс. Но... происходит неожиданное: ветер вдруг заходит почти на 45° и в невыгодном положении оказывается «Чайка», а «Байда», не меняя галса, красиво идя в полный бейдевинд, обходит соперника и с разрывом не более полумили финиширует первым. Хороший ходок «Байда», опытен его капитан, но тут именно спортивная удача — иначе не назовешь — помогла тримарану закончить решающий этап гонки с лучшим временем!

Как и в первом этапе, с хорошим результатом финиширует «Эол», капитану которого м. с. Ю. Демке вручается Красный Кубок Большого Днепра-79 за лучшее «исправленное» время.

Голубой Кубок за абсолютную скорость получает капитан «Байды» м. с. Ю. Брескин.

Контакты

Адрес

12А, Днепровская набережная, Киев, 02000

Киевский Городской Крейсерский Яхт-клуб

Call Us
+38 067 239 6917
Email

kyivyc@gmail.com