Кубок Большого Днепра 1977

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сейчас Днепр представляет собой не прежнюю реку с ограниченным фарватером и быстрым течением, а каскад водохранилищ. Расположенные по его берегам города обладают большими возможностями для развития парусного спорта, однако используются эти возможности еще не в полной мере. В какой-то степени тормозом было и то, что яхтсмены-крейсерщики городов Приднепровья до 1977 г. не встречались в единых гонках. А ведь известно: ничто так не сближает спортсменов и не обогащает их опыт, как соревнования. Киевский крейсерский яхт-клуб (первый в республике крейсерский яхт-клуб) взял на себя инициативу в организации таких гонок.

Организаторов соревнований поддержала Федерация парусного спорта СССР. Критические замечания но программе этих гонок помогли привести ее в соответствие с требованиями ФПС СССР.

И вот в июле 1977 г. впервые на Украине были проведены республиканские 500-мильные гонки крейсерских яхт на Кубок Большого Днепра но маршруту Киев — Одесса. В них приняли участие 156 яхтсменов на 33 яхтах из Киева, Светловодска, Днепропетровска, Запорожья, Херсона, Одессы и Харькова. Здесь были представлены суда отечественной и зарубежной постройки самой различной конструкции: Л6, «Фолькботы», «четвертьтонники», «Аметист-Кинг», «Картер-30», швертботы класса Т. Большое количество яхт было построено самими яхтсменами или на верфях яхт-клубов — участников гонок, причем из таких материалов, как армоцемент.

Весь флот разделили на четыре стартовые группы: первая группа объединяла I, II и III классы IOR; вторая — IV и V классы; в третью вошли яхты класса VI; четвертую составили катамараны.

Судейская бригада, возглавленная судьей всесоюзной категории Н. И. Серовым, располагала тремя обслуживающими судами. На этих же судах находились два врача, представители прессы, кино и телевидения, а также Украинской республиканской инспекции судоходства.

Маршрут соревнований был сложен и необычен не только тем, что он проходил в условиях смешанного плавания — по Днепру, пяти крупным водохранилищам Днепра, Днепровско-Бутскому лиману, Черному морю,— но и тем, что требовалось пройти пять шлюзований, заваливать мачты под тремя мостами (в Черкассах, Кременчуге, Днепропетровске), идти в условиях интенсивного судоходства. Эти особенности маршрута пришлось учесть при выборе пунктов промежуточных стартов и финишей.

Препятствия (мосты и шлюзы) яхты прошли под двигателями или иа буксире вслед за судейскими судами. Задержек со шлюзованием не возникло. Этому способствовало соответствующее указание Главного управления речного флота при СМ УССР.


Маршрут Киев — Одесса был разбит на три этапа. Первый этап включал в себя четыре гонки, второй и третий — по две.

Схема дистанции гонок

Старт был дан после парада открытия соревнований 17 июля в 16.00 на акватории Киевского крейсерского яхт-клуба. Трехбалльный юго-западный ветер обещал хорошие условия гонки. В течение часа соперники довольно кучно лавировали на широком фарватере Каневского водохранилища, а затем вперед ушла «Чайка» типа Л6 (капитан — известный яхтсмен м. с. м. к. В. Дырдыра); «шестерка» еще раз подтвердила репутацию отличного ходока.

К вечеру яхты растягиваются по дистанции. Капитаны, хорошо знающие маршрут и «чувствующие» воду, позволяют себе сходить с фарватера для удлинения галсов в лавировке, однако такие же попытки одесситов заканчиваются неудачно, их яхты — на мели. Заметно, что яхтсмены — моряки, на реке еще плохо ориентируются. Ночь и весь следующий день ветер почти не ощущается. Извилистый фарватер и множество мигающих ночью белых, красных, зеленых огней еще больше осложняют обстановку.

К полуночи 19 июля у Переяслав-Хмельницких створов при 4-балльном попутном ветре первая гонка заканчивается. Первыми финишируют «Чайка», «Фолькбот» «Альтаир» (капитан В. Шумков) и самая маленькая яхта среди участвующих — «Чадо» (капитан И. Беляков).

Старт второй гонки несколько раз откладывался из-за штиля, однако ветер гак и не появился, поэтому стартовали, снимаясь с якорей и скорее сплывая по течению, а не идя под парусами. 34 мили при таких условиях пришлось преодолевать более суток. Периодически появляющийся ветер был не сильнее 2 баллов, и только после финиша последней яхты (у моста в Черкассах) он достиг 5 баллов!

Зато в следующую гонку по широкому Кременчугскому водохранилищу яхты стартуют в 5-балльный юго-восточный ветер курсом полный бейдевинд. При волнении и свежем ветре преимущество получают мореходные яхты. Днем ветер стихает, затем сменяется 7-балльным попутным шквалом, к вечеру опять стихает, а с заходом солнца — бейдевинд до самого Кременчугского гидроузла. Финиш ночью. Первыми к нему приходят «Чайка», «Альтаир», «Пиита» типа «Аметист-Кинг», «четвертьтонник» «Электрой», а также армоцементная яхта, построенная самими яхтсменами 16 лет назад, — «Цементал».

Вся четвертая гонка по Днепродзержинскому водохранилищу проходила при очень слабом ветре и изнурительном зное. Многие яхты не уложились в контрольное время.

Итак, закончился первый этап соревнований. В Днепропетровске судьи подвели итоги и вручили победителям дипломы.

Старт первой гонки следующего этапа был дан в Днепропетровске 23 июля. Здесь к стартующим крейсерским судам присоединились еще несколько яхт. Гонка прошла при благоприятной ветровой обстановке, все яхты дружно финишировали у знаменитого Днепрогэса.

Самый продолжительный участок (120 миль) регаты яхтсмены преодолели с наивысшей для данных соревнований скоростью — понадобилось всего около суток! Свежий попутный ветер примчал все яхты раньше запланированного срока, поэтому в Новой Каховке спортсмены получили суточный отдых. На центральной площади города состоялся парад в честь окончания второго этапа гонок. Участников соревнований приветствовали секретарь Горкома партии Л. С. Неверова и представители Городского спорткомитета.

На всем протяжении седьмой гонки погода не баловала: яхтсменам пришлось бороться на лавировке при порывистом 6-балльном ветре. При таких сложных условиях впереди был тот экипаж, у которого яхта, такелаж, рангоут, паруса и шкоты оказались самыми прочными и подогнанными. В Херсоне кучно финишировали «Картер-30», «Чайка», «Пинта-II» типа «Аметист-Кинг», таллинские «четвертьтонники», армоцементные яхты и постоянный лидер гонок — «Альтаир».

И, наконец, заключительная гонка. Стартовали в полдень 29 июля при сильном встречном ветре, но уже у Очакова он совсем стих. Изнурительная жара и болтанка на безветрии были очередными сюрпризами. На этом участке выиграли те яхты, которые ушли ближе к берегу и поймали слабый бриз: крейсерский швертбот «Вита» (капитан В. Лукаш) и килевая яхта «Вера» (капитан А. Кудренок).

31 июля в Одесском яхт-клубе состоялась торжественная церемония закрытия соревнований и награждение победителей. Красный Кубок Большого Днепра-77 был вручен экипажу киевского «Альтаира», показавшего наилучшее время по гандикапу. Голубой Кубок Большого Днепра-77, учрежденный ГУРФ УССР, завоевал экипаж «Чайки», имеющей наименьшее абсолютное время. Этот кубок вручил Г. Козак — капитан «Кометы-02» — победителя соревнования транспортных судов речного флота Украины. Среди наград было также большое количество поощрительных призов, учрежденных ЦК ВЛКСМ Украины, редакцией газеты «Вечерний Киев», Украинским зональным управлением «Спортлото», редакцией газеты «Зiрка», Киевским областным советом ДСО «Авангард» и другими организациями.

Важно отметить, что в соревнованиях на Кубок Большого Днепра-77 участвовали почти все спортивные коллективы Украины, культивирующие крейсерский парусный спорт. Во время этих гонок 3 яхтсмена выполнили нормативы мастера спорта СССР, 12 — кандидата в мастера спорта, 14 — I разряда, 30 — II разряда.

Контакты

Адрес

12А, Днепровская набережная, Киев, 02000

Киевский Городской Крейсерский Яхт-клуб

Call Us
+38 067 239 6917
Email

kyivyc@gmail.com